Меню
Восстановим святыню!
Для ремонта куполов величественного Казанского собора обители, а также ремонта протекающих кровель колокольни с храмом прп. Ефрема Сирина и Казанского собора требуется кровельный материал.

Ждем, дорогие!

Обитель нуждается в Ваших лепточках и умелых ручках и горячих сердцах, готовых послужить Царице Небесной! Да будет непрестанно славится Её Святое Имя и Великолепое Имя Господа нашего в стенах этой святой обители!
НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ МОНАСТЫРЯ
Игумения Досифея I (Салтыкова )
Игумения Досифея II
Игумения Амвросия
Игумения Феодора (Пилипчук)
Игумения Феофилакта (Левенкова)
Игумения Досифея I(Салтыкова Александра Васильевна)

1января 1882 года – 31 марта 1906 год
Незабвенная игумения Досифея I в миру
Александра родилась 14 (27) апреля 1826 года в деревне Медведево Пошехонского уезда Ярославской области в благочестивой семье Василия и Марии Салтыковых. Отец ее Василий Салтыков тяжелым трудом выкупил свою семью на волю и вскоре умер. Вдова осталась в крайней бедности с 4 детьми на руках, младшей из которых была Александра. Уже с детских лет она отличалась необычной кротостью, тихостью и стремлением к молитве. Мать ее как очень благочестивая женщина очень скорбела о том, что не имеет средств на церковное поминовение и на милостыню по усопшем муже. Она просила своих детей с горячим усердием молиться за него. Тяжелый труд, скорбь, ночные молитвы и слезы матери глубоко трогали младенческую душу Александры. Как-то раз, читая в одиночестве кафизму за упокой души своего родителя маленькая Александра вдруг увидела, что рядом с ней стоит, склонившись над божественной книгой кудрявая белокурая девочка в белом одеянии. Горяча была божественная молитва девочки, если она удостоилась увидеть своего ангела.
В 1834 году девочка была увезена родной сестрой в Петербург, но через 6 лет в 1940 году возвратилась к матери. Господь спасал свою избранницу от городской суеты и соблазнов. Там она видела усиленные слезные молитвы своей матери и сама стремилась к молитвенным подвигам.
В 12 лет она видела замечательный сон, повлиявщий на ее впечатлительную душу.. В тонком сне ей было явление Господа на Престоле: направо от него души праведников, а налево - грешников и уготованные им страшные муки. После этого сновидения она стала усиленно заботится о своем спасении, умоляя Господа наставить ее на путь истины.
Господь внемля ее сердечным молитвам послал ей наставника, руководителя ее духовной жизни. Им стал иеромонах Адриан Югский. Под его покровительством была создана женская община, в которую входила и Александра. Она часто просила у старца разрешить ей покинуть мир и уйти в монастырь. Он сдерживал ее порывы и говорил: "Научись жить по-монастырски и тебя позовут в монастырь ". Александра сделала попытку уйти самовольно, но из этого непослушания ничего хорошего не получилось.
В феврале 1851 года старца перевели в Югскую Дорофееву пустынь Рыбинского уезда Ярославской губернии и старец указал общине новое место жительство: город Мологу. Для испытания твердости Александры в духовной жизни, отец Адриан приказал ей отправиться в Петербург к старшему брату. Она хоть и испугалась, но уехала. Больше она старца не увидела. Он отошел ко Господу 7 августа 1853 года. В Петербурге старец прислал ей письмо, в котором приказал познакомиться с Матроной Ивановной Анисимовой (впоследствии монахиней Марией). Александра познакомилась, но великая нужда в этой женщине появилась только через 12 лет, уже в Казанской обители.
Вторым духовником Александры стал отец Петр (Туманицкий), к которому община попала по благословению старца Адриана. Отец Петр благословил общину поселиться в Угличе.Они просили о. Петра благословить их на открытие их собственного монастыря и получили благословение. Он пророчествовал сразу относительно 2-х монастырей Рыбинского и Бежецкого. В первый и попала Александра. Но это не сразу. Изначально принимались пожертвования, велось строительство. Со всеми тяготами и молитвами. В 1858 году по благословлению о.Петра все угличские сестры, в том числе и Александра поступили во вновь устроенный Рыбинский Софийский монастырь. Но прозорливый старец постоянно намекал Александре о новом, созданном с ее участием монастыре. Вскоре пророчества старца начались сбываться.
В 1866 году сама Царица Небесная призвала прийти сюда благочестивых подвижниц из Рыбинска во главе с будущей игуменьей Досифеей. Они ехали на богомолье, и проезжая мимо Вышнего Волочка, заехали поклониться чудотворной иконе Казанской Божией Матери. Когда Александра увидела икону, сердце ее затрепетала. Именно этот образ она видела во сне и еще много-много рабочих. Когда она спросила, что они строят, в ответ услышала, что это строят вам монастырь о. Адриан и о. Петр. Затем Александра увидела, как построенную церковь, в которую спускается по воздуху большая икона Казанской Божий Матери. Та самая, которая находилась перед ней сейчас в соборе. Дальше было благословление, выбор места для монастыря рядом с часовенкой Казанской иконы около Вышнего Волочка, приобретение земли.
Александра вернулась в Рыбинск, где 14 (27) июня ее постригли в монахини. О Вышнем Волочке она уже и не думала, но вскоре тяжело заболела. Чувствуя свой скорый конец, она обратилась к Царице Небесной, которая высказала ей свою волю – ехать в Вышний Волочок.
Прибыла она туда 1 января 1871 года и вскоре к ней начали приходить первые сестры. Жизнь в обители была крайне тяжелой, денег не хватало не на что, но Досифея беспрестанно молилась Царице Небесной. И постепенно все потихоньку обустраивалось. 11 (26) февраля князь А.С.Путятин ходотайствовал утвердить начальницей общины монахиню Софийского Рыбинского монастыря Досифею. Много трудностей было при строительстве монастыря: не хватало денежных средств, пожар в монастыре, болезнь матушкии т.д. Но неустанная молитва игумении и сестер всегда доходила до Царицы Небесной и она не оставляла обитель своей помощью. Монастырь строился и благоустраивался. С течением времени Казанская община расширялась, возрастала в благоустройстве. 14 (27) ноября 1881 года была переименована в общежительский женский монастырь. А 1января 1882 года, через 11 лет после приезда из Рыбинска монахиня Досифея была возведена в сан игумении. И продолжилось строительство и благоустройство Казанской обители. С каждым месяцем увеличивалось количество сестер обители, нужны были жертвователи и молитвами к Царице Небесной они находились.

Много подвигов и трудов выпало за эти годы на ее долю, но при постоянной молитве все вершилось. 35 лет своей жизни игумения Досифея отдала монастырю. Скончалась игумения 31 марта 1906 года. Оставив после себя Вышневолоцкую Казанскую обитель по своему прекрасному, величественному соборному храму, а так же по другим храмам и зданиям, по великому числу инокинь и послушниц уподоблялась величественной лавре.
Игумения Досифея II

март 1906 года – март1914 года

После смерти основательницы монастыря игумении Досифеи I в 1906 году новой игуменией была избрана Досифея II, которая за службу по епархиальному ведомству в 1907 году была награждена наперсным крестом от Священного Синода. Это была та самая маленькая 8-летняя девочка, которую еще в 1872 году привела в обитель великая подвижница Божия Пелагеюшка. Всю свою жизнь Досифея II прожила под покровом своей «матери» - игумении, называющей ее «сладкое мое чадо». Казначея Макария перед своей кончиной передала ей свои дела. Новая казначея стала опорой и ближайшей помошницей уже больной игумении.

Но игуменство Досифеи II, в отличие от Досифеи I оказалось непродолжительным. Уже в 1914 году она посетила Санкт-Петербургское подворье монастыря, где тяжело заболела. Петербургские врачи не смогли спасти ее от постигшего недуга и она скончалась. Тело почившей было перевезено в Вышний Волочок и захоронено возле храма Андрониковой иконы Божией Матери.
иИгумения Амвросия

9 марта 1914 года – до первой половины 30-х годов

Матушка Амвросия в сан игумении была возведена 9 марта 1914 года, после кончины Досифеи II. Происхождением она была из дворян, родилась в конце 50-х годов XIX века. Окончила курс в Смольном Александровском училище в Санкт-Петербурге и состояла в нем учительницей с 1870 по 1885 годы. В сентябре 1885 года она поступила на испытание в число послушниц монастыря, а с 21 июня 1888года была зачислена в число штатных послушниц. В рясофор облечена в том же году, 4 декабря. В течение 10 лет м.Амвросия занимала должность надзирательницы при монастырской больнице, затем назначена помошницей казначеи, а в 1906 году утверждена казначеей.

Игумения Амвросия была удостоена благословления Священного синода с грамотами от 6 мая 1912 года и 6 мая 1914 года. После установления Советской власти на её долю и выпали тяжкие испытания. При ней происходило разрушение монастыря в революционное лихолетье.

В 1918 г. монастырь обязан был освободить больничный, живописный и башмачный корпуса, в 1920 г. корпус напротив больницы освободить под госпиталь. Монастырский приют был переименован в детский дом "Коммуна", но вскоре все 250 девочек переданы были в городской детский дом. Игумения Амвросия писала Председателю Совета Народных Комиссаров гражданину Ленину о монастырских проблемах, но это не помогло. 26 марта 1919 года Вышневолоцкий земельный отдел принял постановление о социализации земли. По этому постановлению все монастырские земли, инвентарь, скот, остатки продовольствия и даже "небольшой запас квашеной капусты" были изъяты у монастыря, трудоспособным сестрам было предложено записываться на биржу труда, а нетрудоспособным - в отдел социального обеспечения.
В это время в монастыре проживало 600 человек, из них: около 200 были почти совсем не способны ни к какому труду /по старости или по болезни/, около ста человек работали в кустарных мастерских при монастыре: художественной, вышивальной, строчильной, белошвейной, ковёрной, башмачной, портняжной, переплётной и др. Деньги от продажи их изделии шли на покупку хлеба, остальные занимались сельскохозяйственными работами.
С сентября 1922 г. в помещениях Казанского монастыря разместилась 48-я Тверская стрелковая дивизия. Заставляя сестёр обители отдавать корпус за корпусом в распоряжение солдат, вынуждали многих из них покинуть монастырь. А после кончины игуменьи Амвросии Тверская дивизия полностью овладела монастырской землёй и помещениями, превратив Казанский собор в кинозал, а потом – и в склад для мусора, колокольню - в водонапорную башню, кладбище – в плац.

Переживания ее были не только по поводу монастыря. И саму ее не оставляли в покое. Однажды за ней пришли солдаты, чтобы увести матушку на допрос. Она тогда была уже в преклонном возрасте и не здорова. Господь уберег игумению Амвросию от истязаний. Повозка, на которой ее везли, опрокинулась, матушка выпала из нее, сильно очень ушиблась. Полуживую игумению Амвросию солдаты привезли обратно в монастырь, где она вскоре и умерла. Это было в первой половине 30-х годов.
Игумения Феодора (Пилипчук Надежда Владимировна)
2 января 1991 г. – 21 декабря 2016
Родилась 27 декабря 1955 г. в с. Белоуша Брестской области в многодетной религиозной семье, училась в индустриально-педагогическом техникуме. Жила в Москве, часто посещая Троице-Сергиеву Лавру, потом поселилась в Загорске (Сергиевом Посаде), где работала в библиотеке Московской Духовной Академии. 21 февраля 1980года была пострижена в монахини с наречением имени Феодоры – в честь праведной Феодоры, царицы греческой.

23 ноября 1983 года была назначена настоятельницей Горненского монастыря.

Хлопот новой игумении по возвращению строений бывшего монастыря предстояло много. Матушку с сестрами встретила поросшая старой травой поросшая замощенная площадь перед чудом сохранившимися соборами, массивные полуразрушенные плиты парадных входов, островки богатой лепки стен и куполов Казанского собора и Андрониковой церкви.

С помощью Божией Матери были выполнены наружные работы по восстановлению главных построек монастыря.
Игумения Феофилакта (Левенкова Татьяна Павловна)

22 декабря 2016 года – до настоящего времени

Действующей настоятельницей Казанского женского монастыря является игумения Феофилакта (Левенкова Татьяна Павловна). 22 декабря 2016 года распоряжением митрополита Тверского и Кашинского она была назначена исполняющей обязанности настоятельницы Казанского женского монастыря.
В миру, еще будучи школьной ученицей одновременно заканчивала вечерние курсы медсестер, заочные курсы при московском институте культуры, музыкальное училище по классу хореографии. В 1982 году матушка окончила Брянскую государственную инженерно-технологическую академию (1982 г.) по специальности инженер-строитель. Работала в поликлиниках и стационарах г. Брянска, в экскурсионных бюро, во Дворцах культуры, инженером-конструктором в Миасской группе (ракетный центр).
Матушка начала свой монашеский путь 9 декабря 1991 года, поступив в Свято-Троице-Сергиев Рижский монастырь. До этого времени с сентября по декабрь 1991 по благословлению архимандрита Наума (Свято-Троице-Сергиева Лавра) была на послушании в Свято-Троицком Голутвинском женском монастыре, откуда игуменией Ксенией была направлена в Ригу. В это время настоятельницей святой обители являлась приснопамятная игумения Магдалина (Жегалова), чудная старица и подвижница. До сего дня матушка не может без слез произносить имя дорогой матушки Магдалины, такая великая любовь и нежность переполняет ее сердце к своей духовной матери. В Рижской Свято-Преображенской Пустыни матушка будет пострижена в иночество Митрополитом Рижским и всея Латвии Александром, с именем Стефанида в честь мученицы Стефаниды Дамасской (ноябрь 11/24). Послушания проходила разнообразные: дворника, сторожа, на кухне, в просфорне, свечницы, церковницы, чтицы. В дорогой сердцу обители матушка пробудет недолго, по благословению своего духовника архимандрита Кирилла (Павлова) будет нести послушание в России в Свято-Введенском Толгском монастыре. Здесь же в 1995 году матушка примет монашеский постриг от руки архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) с наречением имени Феофилакта (в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского, 8/21 марта).
В 90-е годы на плечи монашествующих Русской Православной Церкви легли непосильные по человеческим меркам труды по восстановлению святынь.
Поэтому, далее невозможно не вспомнить эпизод из Евангелия от Иоанна «… глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя», а также «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).
В 1997 году промыслом Божиим матушка назначена настоятельницей Выксунского Иверского монастыря Нижегородской области. Здесь матушка понесет великие труды по восстановлению из руин разрушенного женского монастыря, где под покровом Царицы Небесной и предстательством преподобного старца Варнавы Гефсиманского начала обустраиваться иноческая жизнь.
В 2000 году матушка и 12 сестер направлены на восстановление женского Тихвинского Бузулукского монастыря Оренбургской области, где также будет восстановлено монашеское жительство. Занимаясь обширной просветительской деятельностью, движимая любовью ко Христу и ближнему, и радея о спасении каждой души, будь то сестра обители или мирянин, впервые вошедший в храм, подкрепляемая благодатию Божиею матушка привлечет множество горожан к церковной жизни. Многонощные монашеские службы, крестные ходы, рождественские и пасхальные фестивали станут неотъемлемой частью жизни этого края.
В 2006 году в монастыре произойдет смена настоятельницы, матушка будет проходить лечение в Москве.
В 2007 году часть сестер Тихвинского монастыря покинут обитель с желанием жить под руководством матушки Феофилакты, в это время будет образована община.
С 2013 года по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора матушка несет настоятельский крест в д. Глебово Старицкого района Тверской области, где под ее руководством обустраивается женская монашеская пустынь.
22 декабря 2016 года распоряжением митрополита Тверского и Кашинского Виктора матушка назначена и.о. настоятельницы Казанского женского монастыря. 1 апреля 2017 года матушка возведена в сан игумении митрополитом Тверским и Кашинским Виктором на основании постановления Священного Синода (Журнал № 21 от 9 марта 2017 года).
Матушка Феофилакта является духовной матерью и наставницей образовавшейся монашеской семьи под Покровом Царицы Небесной Казанской. Молитвенно взываем ко Господу и Его Пречистой Матери о даровании матушке спасительной помощи и божественной благодати в несении своего креста.


Made on
Tilda