Меню
Восстановим святыню!
Для ремонта куполов величественного Казанского собора обители, а также ремонта протекающих кровель колокольни с храмом прп. Ефрема Сирина и Казанского собора требуется кровельный материал.

Ждем, дорогие!

Обитель нуждается в Ваших лепточках и умелых ручках и горячих сердцах, готовых послужить Царице Небесной! Да будет непрестанно славится Её Святое Имя и Великолепое Имя Господа нашего в стенах этой святой обители!
БЛАЖЕННЫЕ СТАРИЦЫ

Блаженная Любушка
(Лазарева Любовь Ивановна)
Схимонахиня Мария Самарская
(Матукасова Мария Ивановна)

Блаженная старица Любушка (Лазарева Любовь Ивановна)

Детство
Блаженная Любушка родилась 17 сентября 1912 года в деревне Колодези Сухинического района Калужской области. крестьянской семье Лазаревых. Отец ее Иван Степановичи мама - Евдокия Ивановна были очень верующие люди крестьянского сословия. У Ивана Степановича и Евдокии Ивановны было 6 сыновей и Любушка младшая. Мать девочки имела четырех родных сестер, которые часто посещали монастыри Оптину Пустынь, Шамордино и церкви, брали с собой маленькую племянницу, которая с детских лет проявляла склонность к Божественному. В пятилетнем возрасте девочка осиротела: ее благочестивая родительница отошла ко Господу. На дворе стоял 1917 год - год кровавой смуты на Руси. Ивана Степановича был старостой церкви и его новые власти сослали в Сибирь. Люди добрые не дали сиротам умереть, взяли в семьи. Когда Любушке исполнилось 18 лет, тетя хотела выдать ее замуж за соседа, - и сваты приходили: "Определить тебя хочу". Но Любушка сказала, что не хочет замуж, а должна служить Богу: "Господь определит. Он создал меня не для мира, а для Себя". Если же она тете в тягость, то она уйдет. И девушка поехала в Ленинград к старшему брату, который принял на себя заботу о сироте. Он поселил ее у себя и устроил работать на завод "Красный треугольник" галошницей. На предприятии трудилось множество молодых людей, которые тоже искали встреч с молчаливой скромной сотрудницей, но к иному стремилось сердце ее. На заводе за вредность полагалось молоко. Любушка отдавала его сослуживцам, у которых были дети, - уже тогда постничала. На этой работе она заболела туберкулезом, видимо от истощения - врачи обнаружили затемнение в легких. Пришлось перейти на бельевую фабрику кастеляншей. Здесь ее стали принуждать обманывать, делать приписки. Велели рвать простынь пополам, чтобы получилось две. Любушка отказывалась: "Не буду, это грех". Любушка в молитве Она часто молилась в Николо-Богоявленском кафедральном соборе, а также на Волковом кладбище в храме Иова Многострадального - на "Волкуше", как ласково называют этот храм коренные питерцы. Жила неподалеку с братом и невесткой в коммунальной квартире на улице Тамбовской, в доме № 46. Питалась скудно: пила чай с хлебом. В семье брата варили мясные супы - Любушка мясо не ела. Постник иеросхимонах Серафим Вырицкий говорил: "Надо заключить мир с животными". Однажды она, ослабев, упала на улице, стала призывать Господа. Приехавший врач "скорой помощи" отказался забрать ее в терапевтическое отделение: "Это не моя больная". И девушку, учитывая некоторые "странности" в ее поведении, отвезли в психиатрическую больницу. Ей удалось уйти оттуда, оставив паспорт в руках врачей. Что ей пришлось претерпеть тогда, один Господь ведает. Любушка рассказывала Лукии Ивановне, что, сбежав из больницы, три дня ничего не ела. Ей стыдно было просить. По милости Божией встретила верующую женщину, которая, увидев плачущую девушку, пожалела ее и накормила. После этого возникли проблемы с братом. Все это очень осложняло ей жизнь. Отвращение к суетной мирской жизни, стремление всецело посвятить себя служению Богу принудили ее отдалиться от всех и пойти странствовать. Господу было угодно, чтобы Любушка приняла на себя подвиг юродства Христа ради. На это блаженную благословил иеросхимонах Серафим Вырицкий. Некоторым своим духовным чадам старец Серафим давал послушание духовно окормлять православных. Не имея возможности принимать всех, он молился, чтобы Господь даровал одним людям помощь через других, духовно с ним связанных, как при жизни его, так и после кончины. Это было сокровенным деланием Вырицкого старца.

Странница
Многие праведники Божии были на земле лишены крыш над головой, в подражание Господу, сказавшему: "Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Мф. 8, 20). Вот и блаженная Любушка много лет странствовала, прежде чем Господь извел ее на общественное служение. Странничество - предание себя на волю Божию, ненадеяние на себя, но упование на милость Господню. Беззащитность, но в то же время небесный щит, отнимание земной опоры, но обретение твердыни в душе, где краеугольный камень - Христос. Странствуя, опираешься на Спасителя, который внутри тебя. Страннику без Господа нельзя, иной надежды у странника нет, и он неустанно укрепляет свои отношения с Сыном Человеческим, всецело полагается на Него. Бездомность, гонимость, странничество - величайшие дары Божии, и лишь для не имеющих очей они выглядят, как бродяжничество. С молитвой везде хорошо, и в четырех стенах, и на большой дороге, а коснение во грехе есть безблагодатное Каиново скитание по земле, даже если грешник сидит в собственном особняке. Господь не лишает гонимого источников жизни, напротив, тысячекратно умножает их. Он ведет странника Своими путями, делает его Своим орудием на земле. После войны Любушка жила без дома, без прописки. В те годы это было серьезным нарушением, могли забрать в милицию и даже посадить в тюрьму, но Любушка шла по жизни как стражей Ангелов огражденная. Внутренние духовные сокровища в душах истинно преданных Богу людей обыкновенно покрываются смирением и молчанием, вот и Любушкины труды и подвиги этих лет скрыты от взоров человеческих. Ночевала где придется, часто под открытым небом. Терпела холод и голод, мороз и дождь, ходила босая, полураздетая. Жила в лесу, на кладбищах. Иногда приходила на ночлег к верующим людям, а случалось, и к неверующим, если духом провидела их погибель, чтобы помолиться о них. Апостол Павел говорил, что таких праведников, презираемых и гонимых миром, скитающихся в горах и вертепах, и пропастях земных, недостоин весь мир (Евр. 11, 38). И только их молитвами он еще держится. Ныне Любушка обходила святые места России, большинство которых были тогда запущены, храмы не действовали - по дорогам странствовала, Царствия Небесного искала. Молилась у дорогих сердцу каждого православного человека руин, вымаливала у Господа милость, чтобы здесь вновь зазвонили колокола, затеплились свечи, начала приноситься Бескровная Жертва. По некоторым сведениям, она побывала даже у отшельников Кавказских гор. Но всегда после странствий неизменно возвращалась в родную весь Вырицкую к своему духовному отцу. После того как 3 апреля 1949 года иеросхимонах Серафим преставился к жизни нестареющей, Любушка посещала место его упокоения, которое было для нее большим источником утешения. Многим из духовных чад старец завещал приходить к нему на могилку во всех бедах, скорбях, болезнях и беседовать с ним, как с живым, - в их числе была блаженная Любушка. По некоторым сведениям, благословение на прекращение странствий и послушание в окрестностях града святого Петра Любушка получила от блаженной старицы Марии, которая подвизалась при Николо-Богоявленском кафедральном соборе. Эта дивная раба Божия была духовной дочерью старца Варнавы Гефсиманского, а затем его друга и сотаинника иеросхимонаха Серафима Вырицкого.

Сусанино
Предвидя скорую кончину, блаженная Мария передала свое служение Любушке, сказав при этом: "Она великая". Странница осела в Вырице, в семье Лукии Ивановны Мироновой, а когда хозяйка переселилась в Сусанино, поехала туда с ней. 3а стеной жила соседка. Она была недовольна, что ночи напролет из Любушкиной комнаты доносились громкие рыдания: блаженная плакала о мире погибающем, вымаливала народ. Даже в милицию ходила жаловаться, что за стеной проживают без прописки, но Любушку не тронули. Вскоре наименование "Сусанино" стало для людей таким же значимым, как имена других святынь нашего Православного Отечества: Китаево, Дивеево, Шамордино. Здесь печальница за Землю Русскую блаженная Любушка прожила около тридцати лет, молясь в местном храме Казанской Божией Матери. Избранная Воевода победительная не выпускала блаженную из-под Своего честного омофора, как бы говоря: "Се дочь Моя возлюбленная". Каждый святой образ, каждая икона в Сусанинском храме перецелованы блаженной, намолены ею; дух Любушки доныне здесь присутствует. Иеросхимонах Серафим Вырицкий говорил, что настанет время, когда за каждого верующего сорок грешников цепляться будут, чтобы он вытащил их из болота греховного. Таким спасителем для знавших ее стала блаженная Любушка. Она помогала в деле спасения от голода духовного не только в годы блокады, но и в мирное время, когда люди нуждаются в заступнике и утешителе не меньше, чем на войне. Домик в Сусанине стал народным прибежищем - туда устремились стопы сотен, а затем и тысяч посетителей. Люди шли к Любушке как к пророчице: что Господь возвестит, то она и скажет, и принимали ее ответ как из уст Божиих. Блаженная Любушка Блаженная Любушка Сусанинская совершала свои молитвы днем и ночью, не позволяя себе не только прилечь, но даже присесть. Это был подвиг столпничества, который она несла многие годы - возможно, по благословению столпника XX века иеросхимонаха Серафима Вырицкого. Она брала принесенный богомольцами хлеб, откусывала от него кусочек и по-детски простыми словами поминала приносящих. Люди, видя это, начинали плакать слезами любви и покаяния. Как короста спадала с их душ, оставался единственный вопль: "Господи, помилуй мя грешного!" Потом Любушка брала с собой остатки этого хлеба и кормила им птиц в церковной ограде. Разговаривая с человеком, Любушка часто "писала по руке" - водила пальчиком по ладошке и отвечала - иногда понятными словами, иногда загадочно, а порой, видимо, зная, что человек не выполнит сказанного: "Как хотите, делайте, как хотите". Так отвечала она и тем людям, кто хоть однажды не исполнил ее благословения. Советами Любушки руководствовались не только простые верующие, но и те, кому поручено "кормило Церкви" - и владыки, и опытные духовники, и недавно рукоположенные пастыри. "Не нужно было никаких рассказов о ее прозорливости и других духовных дарах, - пишет современница, - нужно было только увидеть эти глаза, согбенную фигуру, убогую одежду, мешки с хлебом и почувствовать: "Да, это святость". Вот что такое святой человек. И за что нам такой дар - встреча с настоящей святостью?". Любушка много молилась, особенно по ночам. Она знала наизусть много акафистов. В Сусанино к ней все чаще стали обращаться люди, особенно в беде, в горе. Она за всех, кто к ней обращался, молилась, говорила им волю Божию - ей было открыто. Она чаще всего по своей ручке читала, словно книгу жизни открывала. По молитве, конечно, которая ее, праведницы, доходила до Бога. Многих людей Любушка отправляла молиться в монастырь на Карповку к святому праведному Иоанну Кронштадтскому или к блаженной Ксении. Она их очень почитала. "В последние годы не было дня, чтобы к нам не приезжали люди, бывало, что и ночью, и не только миряне, но и монашествующие, духовенство. Отец Наум, архимандрит из Троице-Сергиевой лавры, часто к нам своих чад отправлял. Он и сам не раз бывал у нас, в Сусанине. Помню, предлагал Любушке постричь ее в монашество, однажды куклы прислал в монашеской одежде. Но Люба упорно отказывалась. Она говорила всегда: "Я странница, так меня и поминайте...". Она никогда не осуждала ни священство, ни вообще кого-либо, всех жалела. Не раз говорила мне, что умрет у Казанской, что ее убьют мужики...". ...Лукия Ивановна охотно рассказывала мне про блаженную и очень мало говорила в связи с ней о себе. Хотя она, верная Любушкина спутница, 22 года незаметно помогала блаженной нести нелегкий крест юродства Христа ради. Сколько людей перебывало в их доме за годы жизни с Любушкой, не перечесть - не десятки, а тысячи... И сколько нужно было хозяйке дома терпения, любви Христовой, чтобы всех принимать, утешать в горе, кормить-поить, укладывать порой на ночлег. Помню, какими вкусными щами и пирогами угощала меня, совсем ей незнакомую, в первый приезд к Любушке. На плите у Лукии Ивановны в последние годы всегда стояло несколько кастрюль с едой. На них однажды обратил внимание знакомый, приехавший к Любушке. Священник удивился, что их так много, а затем, помолчав, сказал, что этим Лукия спасается. "Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут". А сколько клеветы, поношений перенесли Лукия Ивановна и Галина, ее дочь!
На первый взгляд Любушка казалась обычной согбенной старушкой. Одевалась она во все старенькое,поношенное, но выглядела аккуратно. На голове всегда носила простой ситцевый платочек, передний край которого выдавался далеко вперед, прикрывая глаза как схимнический куколь. Когда было холодно, сверху повязывала теплый платок или шаль. На ногах носила тапочки, зимой - валенки.
Любушкины слова казались всегда такими простыми, незамысловатыми, но в них была благодатная сила. Они попадали в "самую точку" и иногда становились путеводными на многие годы. Благодаря своей чистоте и внутренней свободе от страстей, матушка могла давать ответы на самые непростые вопросы современной жизни, и слово ее звучало с той твердой уверенностью, которую может дать только благодать духа. Блаженная старица на многие годы основалась в Сусанино верша там благодатные труды. Но дух странничества, принятый ею на себя еще в ранней юности не был оставлен матушкой и в годы глубокой старческой немощи. И в 80-летнем возрасте она отправилась в новое странствие.

Николо-Шартомский монастырь.
Каковы были причины, заставившие блаженную предпринять в преклонные годы переселение в мужской монастырь, ведает, наверное, только Господь. Раз блаженная отправилась в этот неблизкий путь - значит ей на то было непосредственное вразумление Свыше. Ее появление на всенощном бдении в храме вызвало у братии ощущение о том, какое неоценимое сокровище приобрела их обитель. Сила ее молитв ощущалась тогда многими по личному опыту. Причем чудеса совершались ею настолько просто, скромно и естественно, что рядом с нею казались совершенно обычным и понятным делом. И здесь она совершала ежедневные молитвенные подвиги. Игумены и игуменьи монастырей, священнослужители, монашествующие, миряне - притекали к простой страннице за словом истины, возвещавшемися ею так просто, без всякого внешнего пафоса, но с такою силою внутренней праведности производили глубокое и благодатное впечатление.
Любушка прожила в Николо-Шартомском монастыре ровно год - от недели Богоявления 1996 до недели Богоявления 1997 года. Промысел Божий вел старицу в новые странствия. Последнее земное пристанище ей было уготовано в другом месте. Игумения Феодора, согласно желанию старицы, увезла ее в наш, Вышневолоцкий Богородице-Казанский женский монастырь Тверской епархии.

Последние месяцы жизни блаженной в Вышневолоцком Казанском монастыре и ее кончина

У истоков, еще не столь древнего Казанского монастыря стоит чудотворная Казанская икона Божией Матери. Святой образ ее сопровождал все земные странствия Блаженной. Любушка странствовала, совершала свои подвиги, но неотступно молилась за обитель, ее игумению и сестер, которую поднимали они из руин во Славу Божию. Здесь провела блаженная старица последние месяцы своей жизни. Здесь молилась, причащалась святых Таин, отсюда ее проводили в "путь всея земли". Любушка говорила, что это место благословлено ей Самой Матерью Божией и находится под ее особым попечительством. Она говорила, что у вас здесь сама Матерь Божия лампадки зажигает. В начале апреля 1997 года Любушка сильно заболела. Болезнь то немного отступала, то возвращалась вновь, принося старице новые мучения. На праздник Усекновение Главы Иоанна Предтечи (11сентября 1997 года) она скончалась.
Много народу собралось на ее похороны, но уезжая (как писал) один очевидец, они чувствовали себя обласканными и обогретыми, явно чувствуя в душе благодатное утешение и свет, как будто мы увозили с собой частицу гревшего их солнца. Печаль о кончине близкого человека не жалила и не жгла, но казалась ожиданием будущей встречи, ощущаясь непрерывающимся общением в молитве.
Схимонахиня Мария Самарская (Матукасова Мария Ивановна)

15/28 марта 1908 года в Куйбышеве (Самара) у Ивана и Натальи Матукасовых родилась дочь, девочку назвали Марией. Вскоре семья переехала в г. Актюбинск, здесь Иван устроился работать машинистом, Наталья воспитывала дочь и занималась домашним хозяйством, Мария училась в русско-киргизской школе. В 1917 году Иван потерял работу, Наталья с Марией были вынуждены вернуться домой. В школе Мария проучилась лишь 5 лет. Из автобиографии старицы Марии: «...Я была одна у мамы — папа наш ... не вернулся. В школе я училась 5 классов, а с 12 лет пошла работать — вязала кулачком... Потом занималась на курсах счетоводов и работала счетоводом. А в школе я тоже работала лет 5 — учила детишек шить и вышивать (и молитве). Я в Бога всё время верила и детям иконки дарила и молитвы читала. В 23 года я почувствовала, что Бог меня призывает молитвой Своей и стала сама молиться сильно и понимать, что мне открывается». Известно, что с февраля 1944 года по март 1945 года матушка Мария находилась в заключении. В послевоенные годы Мария взяла на себя подвиг юродства. С начала 60-х годов старица жила при Свято-Вознесенской Церкви в райцентре Кинель-Черкассы Самарской области.
Она всегда обладала смирением, прозорливостью, мудростью жизни, отданной Христу... Душа её была чуткой к чужому горю.
Первое, что в ней поражало, это смирение. Обладая таким даром мудрости и пророчества она почитала себя лишь немощной старушкой в подрезанных валеночках. Все ей было чуждо, не нужно, лишне. Ей только хотелось, чтобы люди, приходившие к ней учились любить. И ей хватало терпения обучать людей этой самой трудной науке.
Еще одной характерной чертой была подлинная, далекая от фарисейства церковность. Она осуществляла свое служение в Церкви и для Церкви. Последние 40 лет своей жизни она жила исключительно при храме. Мария была клеточкой церковного организма и без церковной службы она задыхалась. Черпала силы в литургической молитве и причастии.
Кроме того Мария Ивановна была одарённой художественными талантами натурой. Она написала прекрасную икону прп. Серафима Саровского. Но и художественный склад души не стал преградой на пути к тяжёлому подвигу, который она взяла на себя, — юродство ради Христа. Этот самый трудный подвиг не отгородил её от людей. Напротив, она как бы растворилась в народе, который так нуждался в духовной помощи...
Внешне она была маленького росточка, нищая, окруженная народом. Лицо — удивительно благородное, красивое, очень русское. Большие серо-голубые глаза, маленький правильной формы нос, прекрасный овал лица. Вся миниатюрная, одухотворённая, воздушная, светлая, неземная... Прошлое, настоящее, грядущее развёрнуто перед ней в единое целое, Сам Господь открывает ей всё...Сколько мира и благодати приносила с собой Мария Ивановна! Сколько благословенных Богом исцелений послано за её святые молитвы.
Многое поражало в матушке Марии. Первое - ее феноменальная прозорливость. Господь не редко открывал ей о человеке не только его прошлое и возможное будущее, но и зачастую малозначительные особенности, вкусы и привычки. Она могла назвать человека которого видит в первые по имени и отчеству, называла и фамилию.
Второе-почти невероятное в наш век ее любовь ко всем людям, а не только к "своим". Может быть именно в этой любви любви к людям и заключается тайна прозорливости старицы. Она любила всех людей и Господь открывал ей судьбы тех, кого она возлюбила по евангельской заповеди. Прозорливая старица предсказывала, умела осторожно обличить, утешить, взять на себя чужую боль. С каждым годом число её почитателей неизменно возрастало.
Матушка Мария Ивановна была очень смиренна, терпелива, снисходительна к окружающим её людям и казалась просто доброй бабушкой...
23/5 января 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Мария Ивановна Мутасова была пострижена в схиму с именем Мария в честь равноапостольной Марии Магдалины схиигуменом Илием, духовником обители, в храме Илариона Великого Свято-Введенского монастыря Оптинской пустыни.
Не за долго до смерти, 3 января 2000 года вместе со своей келейницей, монахиней Евгенией старица Мария приехала в наш Вышневолоцкий Свято-Казанский монастырь. Она сказала: «Останусь с вами... здесь все родное... я приехала к Любушке»...
Матушка прожила в монастыре всего двенадцать дней, и эти дни (до того как она тяжело заболела) для неё и для монастырских сестер прошли в радости и в утешении... Перед тем, как тяжело заболеть, она попросила отвести её в часовню, где похоронена блаженная Любушка. Возле часовни она полчаса молча молилась. Потом попросила отвести её в келию... Матушка знала час своей кончины и заранее попрощалась со своими ближними и сестрами обители... На следующее утро матушка Мария заболела — инсульт правой стороны.
Игумен Антоний (Гаврилов) из Оптиной пустыни был в это время у нас в обители. Он и совершил первую панихиду по новопреставленной схимонахине Марии».
Скончалась схимонахиня Мария 1/14 января 2000 года в Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской епархии. В часовне во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии рядом со старицей Любушкой в январе 2000 года появилась еще одна усыпальница.
Блаженная старица продолжает помогать своим духовным чадам и по сей день, слышит всех, кто с верой просит её молитвенного предстательства перед Господом.

Made on
Tilda